Тормозная система – это ключевой элемент активной безопасности на дороге. Вот почему она должна обслуживаться методично и регулярно, а не в последнюю минуту. Что именно подразумевает это обслуживание и как часто нужно его выполнять, чтобы тормоза не подвели в самый ответственный момент?
Лучше всего обратиться к руководствам по техническому обслуживанию производителей. Но некоторые практические рекомендации мы все-таки можем привести. Почти все современные автомобили работают с тормозными жидкостями на основе гликоля, известными как тормозные жидкости DOT. Есть и исключения, когда тормоза работают на гидравлических жидкостях. Поэтому проверьте, совместима ли ваша тормозная система с DOT. Имеет значение и год выпуска автомобиля. Так, например, самая продаваемая на нашем рынке тормозная жидкость DOT 4 уже не соответствует текущим потребностям европейского рынка. Дело в том, что она подходит для автомобилей, оснащенных ABS первого поколения без ESP®. Но в ноябре 2014 года ESP® стал обязательным в Евросоюзе. Так что если ваш автомобиль выпущен после этой даты, лучше использовать тормозную жидкость с низким уровнем вязкости (например, Bosch DOT4HP), которая подходит для первых поколений ESP®. Более высокая цифра в маркировке тормозной жидкости вовсе не означает, что сама жидкость лучше или современнее. В качестве примера можно привести DOT 5.1. Да, она действительно обеспечивает более высокий запас прочности, поскольку обладает более высокой температурой кипения по сравнению с DOT 4. Но достигается это за счет высокой вязкости – а для автомобилей, оснащенных ESP®, такой вариант не подходит. Эта тормозная жидкость предназначена для относительно тяжелых транспортных средств (малотоннажный транспорт, автомобили с прицепами, фургоны и т. д.).
Тормозные жидкости, совместимые с системой ESP®, продолжают эволюционировать. Яркий пример – ENV6, новая разработка компании Bosch. ENV6 обладает высокими смазывающими характеристиками, входящими в перечень требований автопроизводителей к тормозным жидкостям. Выведенная на рынок автозапчастей в 2017 году, ENV6 превышает требования нового стандарта ISO DOT4 Class7 от июля 2020 года. Она сочетает высокую температуру кипения с очень низкой вязкостью, поэтому идеально подходит для самых требовательных систем. Кроме того, интервал замены ENV6 составляет три года – на год больше, чем у стандартных жидкостей. Так что применение современных тормозных жидкостей оправдано не только с точки зрения их характеристик, но и с точки зрения экономии. Но главным залогом безопасности по-прежнему остается ответственность автовладельца: лучше всего будет работать та тормозная система в которой вовремя меняют тормозную жидкость.